“Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий” (Коран 2:158)
Са’й представляет собой семикратный ход между двумя святыми холмами Сафа и Марва, которые находятся внутри мечети Аль-Харам. Расстояние между этими холмами составляет порядка четырехсот пятидесяти метров.
Важным условием выполнения данного хода является то, что мужчины, доходя до зеленых фонарей, обязаны переходить на бег до того момента, пока не достигнут следующей отметки, на которой они могут вернуться к обычному темпу ходьбы.
Во время Хаджа таматтуъ, са’й совершается дважды, в то время, как для умры обязателен этот ритуал всего один раз, непосредственно в первый день прибытия. Во время Хаджа второй раз совершается на 10-й день зуль-хиджы после таваф ифада.
Что же касается киран, са’й совершается только один раз. Что для умры, что для хаджа это событие одинаково и проводится в первый день после таваф кудум. То же можно сказать и про время Хаджа ифрад.
Сафа
После того, как заканчивается таваф, паломнику необходимо отправиться к холму Сафа чтобы выполнить семикратный ритуальных ход между холмами. Когда Сафа оказывается достаточно близко, необходимо произнести «Я начинаю с того, с чего начал Аллах» и процитировать строку из аята: «Иннас-софа уаль маруата мин шаъаириллях».
Когда эти слова будут произнесены, необходимо подняться на сам холм, остановиться и направить свой взор в сторону Каабы, трижды восхваляя Аллаха и возвеличивая Его. После чего, подняв руки, необходимо воззвать:
“Ля иляха илляллаху уахдаху ля шарикалях. Ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хууа ъаля кули шай ин кадир. Ля иляха илляллаху уахдаху анджаза уаъдаху уа насора ъабдаху уахазамаль ахзаба уахдаху”.
В переводе это означает буквально следующее: “Нет божества, кроме Аллаха, единого, не имеющего сотоварищей. Ему принадлежит власть и вся хвала, и Он над всякой вещью мощен. Нет божества, кроме Аллаха, единого, исполнившего свое обещание, давшего победу своему рабу и уничтожившего племена”.
Повторить эти слова необходимо трижды. При этом, в перерыве между словами паломнику дозволяется просить Всевышнего о своих желаниях, если мольба будет короче приведенных слов. Руки следует поднимать только во время совершения ду’а. Во время возвеличивания Аллаха же этого делать не следует. Также не стоит указывать во время этих слов обеими руками в сторону Каабы.
После этого паломники спускаются с Сафы и движутся в сторону Марвы обычным шагом. Здесь стоит отметить одну важную особенность. На пути расположено несколько точек с зелеными фонарями, которые имеют отношение только к мужчинам. Дойдя до первой из них, необходимо перейти на бег до тех пор, пока не достигнешь следующей. К женщинам это не относится и они весь путь проходят пешком.
Марва
Когда паломник достигает Марвы, ему необходимо повернуться к Каабе и произнести все те же слова кроме аята, что и на Сафе. Ду’а делает то, что пожелает и после направляется к Сафе. Важно помнить, что когда мужчины подходят к зеленым фонарям, им необходимо ускорить свой шаг, пока они не достигнут следующих. Те же действия на Сафе следует повторить. После того, как расстояние от Сафы до Марвы будет засчитываться, как один круг са’й. Паломнику в таком формате необходимо совершить семь кругов.
Важно знать, что человеку, который начал этот путь пешком, дозволяется закончить его в коляске в том случае, если он почувствует слабость или боль, которая лишит его возможности продолжать са’й самостоятельно.
После того, как этот этап умры будет окончен, паломнику надлежит укоротить или вовсе сбрить волосы на голове (последнее предпочтительней). Женщинам достаточно укоротить волосы на длину одной фаланги пальца. После этого все ритуалы считаются полностью выполненными и с паломника снимаются все ограничения, наложенные во время ихрама.
Важно отметить то, что женщинам в период после родов или во время месячных также разрешается совершать са’й. Однако, бегать во время этого этапа паломничества им категорически запрещено.